Экспедиция Ермак - 400

Описание похода «Ермак-400» 1981-1982гг

Описание первого этапа похода «Ермак-400»
1981 год
(по реке Серебрянке)

Проходят дни, годы, жизнь, и все остается в прошлом. В прошлом остаются дела, поступки, мысли.… Для каждого прошлое имеет свое значение, свое понимание, свою историю. Поэтому так трудно придти к однозначной оценке былого, но каждый пытается докопаться до истоков. Это вынуждает искателей объединяться и проводить совместные поиски истины, порой не сознавая, что же их объединяет. Но разве это главное? Важно то, что порой совершенно разные люди находят друг друга. Подчиняя свое эго познанию общего. Ради этого они идут в моря, горы, тайгу. Иногда удачно, иногда нет, но всякий раз приходят другие и с тем же упорством проходят маршрут за маршрутом, не замечая, что сами становятся прошлым, что сами творят историю. Думали наши предки, что создают историю? Не знаю, но то, что они искали будущее, которое становилось прошлым – факт. И как часто незаурядная личность своим «Я» заставляла потомков оценивать общее через его деяния.
Одним из таких деятелей был Ермак, который в уже далеком XVI веке своими делами, своей жизнью определил поступки и занятия массы людей ХХ век, в том числе и наши.
В конце 70-х годов двадцатого столетия судьба свела нас, молодых тогда (и это уже, увы, в прошлом) людей, которых объединила идея о прохождении маршрута Ермака. После долгих и достоточно крапотливых изысканий, было проработано множество письменных источников, выработали маршрут. Решено было провести экспедицию в два этапа. Первый, и самый короткий, проходил по реке Серебрянке. Начало похода приурочили к годовщине 400-летия похода Ермака, 1981 год. В этом прохождении учавствовали:
1. Плющев Владимир – опытный сплавщик, зам. председателя тур-клуба «Парма» (г. Березники)
2. Янковский Сергей – археолог (г. Ленинград, Нынче Санкт-Петербург, а для нас тогда просто, Питер)
3. Горелик Александр – турист–водник (г. Москва)
4. Евдокимов Евгений – опытный турист (г. Ленинград)
5. Соколовский Александр – романтик из Питера.
Трудно выбрать точку отсчета нашего пути. Можно взять Москву, можно Санкт-Петербург, но за базу был выбран уральский городок Березники, где Володя Плющев и наши друзья, подготовили снаряжение и две резиновых десантных лодки. Но приключения начались гораздо раньше.
Благополучно добравшись из Питера до Перми, если не считать того, что вылет нашего рейса задержали, мы, вместо того чтобы сесть в Перми на «Ракету» и созерцать красоты Камы, пересели на поезд идущий в Березники. Нас бало трое. Четвертым в купе оказался симпатичный молодой парень. После веселой и приятной беседы мы легли спать, т.к. поезд был ночной. На остановке в шахтерском городке Кизил паренек вышел, прихватив при этом сумку, в которой у двоих из нас были сложены все документы, деньги и гостинцы для ребятишек друзей. Будить он нас не стал, поэтому пропажу мы обнаружили только утром при выходе из вагона.
Выполнив все формальности в дорожной милиции, где нам ничего не пообещали, мы начали подготовку к маршруту. О каком-то документальном оформлении похода речи уже не шло, ведь время отпуска летит очень быстро. Несколько дней мы посвятили осмотру достопримечательностей. Посетили Усолье, Орел городок, Пыскр, Березниковский музей. Еще пара дней ушла на окончательные сборы, проверку снаряжения, затаривание продуктами, упаковку. Слабым местом в нашей подготовке было отсутствие подробных карт на район маршрута. В то время они являлись секретными. Даже сегодня, эта проблема остается актуальной.
5 июля 1991 года в 16 часов 40 минут мы с рюкзаками весом от 50 до 60 кг сели на поезд и наш поход начался. Доехав, до станции Теплая Гора, мы планировали пересесть на местный маршрутный автобус, но он был на столько переполнен, что нам места уже не нашлось. Водрузив на себя свою поклажу, мы двинулись пешим ходом, надеясь поймать какую ни будь попутку. И нам повезло! Километров через пять, сзади появилось облако пыли и звук мотора. Попуткой оказался порожний лесовоз. Водрузившись на платформу, мы с пылью и ветерком добрались до первой точки нашего маршрута - рубежа Европа-Азия. Первый привал – первые фотографии.
Следующий участок маршрута был короткий. Дорога должна была пересечь Серебрянку, где мы и планировали спустить на воду наши лодки. Когда мы добрались до моста у поселка Кедровка, нас ждал сюрприз. Серебрянкой оказалась не широкая речка с мутной водой кирпичного цвета. Мы даже засомневались, туда ли мы вышли. Дело в том, что по сей день, из русла этой речки драгами вымывают ценные металлы. Потом, ниже по течению мы увидим множество намытых островков (следы драг), которые варварски искаверкали русло реки. А сейчас, мы грузились на лодки и отпускали шуточки по поводу «серебрянных» струй. День был жаркий, но, попытавшись раздеться, мы поняли, что тайга нам это не позволит, и на протяжении всего маршрута нам пришлось мириться с этим значительнам неудобством.
Это можно назвать таежными часами. На рассвете вылетают комары. Потом, когда солнышко начинает пригревать, появляются слепни и мухи. Когда же жара спадает, в атаку идет мошка. Вечером, приходит час гнуса. И завершают этот цикл все те же комары. Причем звон стоит до утра и к стенке брезентовой полатки голыми частями тела лучше не прижиматься, покусают через брезент. Это мы выяснили в первую же ночь, когда один из наших товарищей получил настоящую травму. Один глаз его практически исчез в опухоли.
Первые километры маршрута шли гладко. Течение в этой части реки спокойное, а ширина позволяла работать веслами. Но потом лоншафт совсем выровнялся, берега стали расползаться в стороны, течение практически исчезло, и мы оказались в каком то болотистом озере среди мертвого леса. Кругом были видны следы драг. Речка исчезла! Мы тщетно пытались найти русло. Наконец оно нашлось. Но радоваться было рано. Речка ныряла под сплошной лесной завал метров на триста. Причем высота завала в некоторых местах достигала трех метров. Очевидно, весенний паводок сносил сюда выкорчеванные деревья, и на ровнинном участке они оседали, образуя плетеные заторы. Зрелище конечно впечатляющее, но нам почему-то стало грустно. Долго выбирали маршрут обноса. Кратчайший оказался с километр по тайге с меньшими завалами. На обнос ушло почти пол дня. Серебрянка начала разгоняться. Появились первые перекаты. Мы поняли, что легкого пути не будет. За то к вечеру, вышли на красивое и удобное для ночлега место. С высокого берега открывалась замечательная панорама.
На утро вставать было тяжело. Сказывались непривычно большие нагрузки. К тому же, не выработав пока еще иммунитета, мы здорово пострадали от комариного воинства. Но, не зная, какие сюрпризы ждут нас впереди, решили не терять времени, а двигаться дальше. И в результате, оказались в очередном «озере», из которого выхода не было!!!
Стали обследовать весь периметр. Нашли три сухих русла. Очевидно здесь, на ровнине, из-за заторов, река не раз находила себе новую дорогу. При тщательном осмотре мы обнаружили, что самое свежее русло перекрыто земляной дамбой, и таким образом озеро-болото не что иное, как отстойник для дражных выработок. Нам предстоял путь по сухому руслу, заваленному камнями! Такое, сплавом не назовешь.
Потом, стали попадаться, не успевшие пересохнуть заводи, где мы уже, как маленькие ребятишки таскают свои кораблики, могли тянуть груженые лодки бичевой. Так, от заводи к заводи, от ручейка к ручейку, мы вышли к участку сплошной воды - «новая» Серебрянка, только слишком мелкая, для того чтобы сесть в лодки. Зато вода была прозрачна и чиста. Вздохнули только на излучине, где Серебрянка приняла небольшой приток р. Кукуй (именно здесь по одному из преданий, зазимовал Ермак со своею дружиной). К сожалению, долго радоваться не пришлось. Воды прибавилось, но стал возрастать и уклон. Лишь благодаря низкой посадке наших лодок и усилившемуся течению, мы, цепляя днищем речную гальку, продвигались довольно не плохо, по сравнению с предыдущими участками пути. Если бы так шло и дальше, можно было бы сказать, что приключения закончились. Но в жизни, зачастую, как в хорошем детективе, обязательно что-то случается. И этим что-то оказались старые багры, которые когда-то использовались при сплаве леса. Трижды мы пропарывали днища на этих не затейливых предметах, после чего, тратили массу времени на ремонт лодок и сушку вещей. Во время одной токой, самой «удачной» аварии, мы лишились некоторого своего скарба, но самое обидное, что была испорчена часть отснятых пленок.
Следующая неожиданность ждала нас возле разрушенной старой дамбы, перед поселком Серебрянка. Ее оставшаяся целая часть, прилепилась к высокому берегу и служила отличным плацдармом для местных мальчишек. Толи не любят они там чужаков, толи наша лодка была слишком соблазнительной мишенью, но в нас полетели камни. И не маленькие, а вполне способные проломить голову. Мы же ничего не могли предпринять, т.к. берег здесь был уже слишком крут. Нас спасло то, что вторая лодка, несколько отставшая, вышла из-за поворота реки и, видя происходящее, направилась к берегу. Пацаны ретировались, понимая, что могут быть перехвачены экипажем второй лодки. Жители тоже не проявили к нам особого интереса, и мы, осмотрев село и немного пообщавшись с населением, двинулись дальше, решив не испытывать их «гостеприимства».
Зато Серебрянка, полноводная в этой части, как бы извиняясь за своих соседей, радовала глаз живописнейшими пейзажами. Деревья арками нависали над ней и стволы, прорастая побегами, были мостами, по которым молодые деревца перебегали с берега на берег. Зачастую, она хотела нас задержать, перегораживая русло «шлагбаумами» из тех же деревьев. Как видно, после проверки на прочность, мы ей понравились.
На одном из извилистых участков реки повстречали геологов. Очевидно, наш жалкий вид произвел впечатление, и они предложили нам срезать приличный кусок пути, перевалив через гору. Склон горы в этом месте был достаточно пологим и не имел зарослей. Но у нас были другие задачи. Мы хотели обследовать все русло реки.
Следующий участок маршрута можно назвать катание на горках. Этакий аквапарк. Здесь уклоны еще больше возросли, и на некоторых, довольно протяженных участках (до 500-700м) составляли около 30- 40 градусов. И это уже было древнее, пробитое в скалах, постоянное русло. Только успевай выруливать. Настоящий водный слалом. Потом перекаты, и уже достаточно полноводная, набравшая силу Серебрянка, спешит слиться с Чусовой.
На этом последнем отрезке маршрута получаешь истинное удовольствие. Скалистые берега в обрамлении тайги, представляют собой захватывающее зрелище. При выходе из устья Серебрянки, я радостно вскочил в лодке, позируя для фото. И так же радостно погрузился в воду, т.к. дно лодки подо мной исчезло. Если бы не расставленные руки, то в Чусовую я бы вошел под лодкой. Но я успел зацепиться за борта и, подтянувшись, сел на корму. Она медленно стала оседать подомной. Ребята изо всех сил выгребали к берегу. Чусовая подхватила лодку своим течением, но нам удалось пришвартоваться в удобном месте. Это приключение стоило нескольких часов ремонта (днище оторвалось по склейке, видно галечник хорошо поработал на многочисленных отмелях, но баллоны не пострадали), потере мной сапога резинового и, что самое обидное, опять пострадали пленки, не говоря о мелких предметах, лежавших в ногах. Всем было очень весело, кроме меня. Вскоре и я отошел. Сказывалась общая эйфория по поводу окончания трудного пути, а мое купание, выглядело лишь забавной неожиданностью.
Участок Чусовой, от Серебрянки до поселка Кын (конечная точка нашего маршрута), шли без приключений. Он изобилует выходами скальных пород, которые, каждый по-своему, играют на солнце. Чусовая в этом течении очень комфортна и доставляет чисто эстетическое удовольствие, особенно после мелководий Серебрянки. Буквально ощущаешь энергию несущего тебя потока. Так и хотелось пойти дальше. Но ограничения по времени диктовали свои условия.
На этом, задача первого этапа была исчерпана. Переход занял чуть больше недели и отнял у нас много сил, хотя сам маршрут составил всего около 170 км. Но мы бали молоды, не плохо подготовлены и горели энтузиазмом. Более того, мы смогли, как нам кажется, приблизиться к пониманию тех проблем, которые могли возникнуть у казаков Ермака четыреста лет назад. Трудно представить груженые струги, поднимающиеся вверх против течения по этой не широкой, но своенравной речке, особенно на тех уклонах, где мощный поток воды сметает все на своем пути. Слишком крут подъем!
По мере продвижения проводилась археологическая разведка. При встречах с местным населением мы интересовались их отношением к Ермаку, расспрашивали о преданиях, дошедших до нащих дней. Наше путешествие закончилось у поселка Кын на реке Чусовой, в тех местах, где когда-то находились строгановские вотчины. Обсуждая итоги нашего вояжа, мы пришли к неоднозначным выводам. Пожалуй, вопросов возникло больше, чем ответов.
Во-первых, мы не смогли ответить на вопрос о транспорте, которым пользовались казаки, проходя по речке. Более того, мы стали склоняться к тому, что они речку почти не использовали, а шли сушей, или шли по замерзшей реке, так как быстрое течение, узкости, извилистость, местами большой уклон русла, а так же сохранившиеся до сих пор места добычи драгметаллов, предполагали более удобным проложить маршрут по земле. Во-вторых, мы не смогли ответить на вопрос о цели похода Ермака, хотя для местных жителей это очевидно. Они считают, что казаки собирали дань.
После длительных обсуждений итогов прошедшего этапа было решено, в 1982 году пройти маршрут по рекам Урала и Сибири до места гибели Ермака, конечно не до точки гибели, а до города Тобольска на реке Иртыш.
Но это были планы на будущее. Сейчас же, нам предстояло вернуться домой, но после инцендента в поезде по дороге в Березники мы остались без копейки денег. Ни документы, ни вещи найдены не были. Благодаря Плющеву Володе, мы смогли найти работу по ремонту кровли одной из школ города, на крыше которой и провели остаток отпуска, перекрывая 1000 кв. м в два слоя рубироида. Зато потом, мы смогли приобрести билеты на обратную дорогу и благополучно вернуться в Питер.
Целью второго этапа нашего эксперимента было, максимально прочувствовать те трудности, с которыми могли столкнуться казаки Ермака при прохождении своего маршрута водным путем, и по возможности отыскать следы их продвижения и предпологаемые места стоянок. Это решение и обусловило выбор средств сплава. Наиболее подходящими, на наш взгляд, являлись лодки Казанки, о которых есть упоминание у некоторых летописцев, как о лодках - набойницах. Их изготовление, было, не простой задачей, т.к. найти мастера владеющего старой технологией не так просто. После долгих поисков, такой мастер отыскался, своего рода единственный. Звали его, Николай Федорович. Будучи человеком, в приклонных годах, он уже давно не занимался такой работой. Проникшись нашими идеями и поставив условие, что мы раздобудем необходимые материалы, согласился. Материал оказалось найти не так-то просто. Дело в том, что по современным стандартам, изготавливаемые доски не превышают по длине 6 метров, а нам нужны были восьмиметровые. Пришлось начинать с лесоповала и затем, с трудом распускать нужные бревна на не приспособленной к таким габаритам пилораме. Но к назначенному сроку, две восьми метровые плоскодонки, каждая из которых состояла из четырех досок, были готовы. Цену он с нас взял чисто символическую, по 45 рублей за лодку (сейчас это 4,5 копейки). Забегая вперед, мы с прискорбием сообщаем, что мастер лодочник, Николай Федорович, не дожил до нашего возвращения из похода. Так, наверное, в безвестности и уходят в прошлое имена многих мастеров своего дела.
Теперь мы имели средства сплава максимально приближенные к тем давним событиям. Единственным отличием можно считать легкие навесные моторы, которые мы решили использовать за недостатком времени для прохождения столь большого маршрута (1700 км). Приведенная выше конструкция лодок, позволяет предполагать, что их легко можно было изготовить на перевале, в условиях тайги. А дальнейшее прохождение по рекам Урала и Сибири, зарекомендовало лодки как быстрое и надежное средство сплава в тех не простых условиях.
Теперь мы хотим отметить сложность организации такого рода эксперимента, заключавшуюся в трудности финансирования его своими силами. Но нам повезло! После прохождения первого этапа по реке Серебрянке и появившихся в связи с этим публикаций в местной прессе, а также благодаря трудам Плющева Володи, администрация города Березники проявила интерес к нашей группе. В результате, нам бало прдложено включить наш поход в общегородские спортивно-технические мероприятия по празднованию 400 летнего юбилея похода Ермака и 50-ти летия города Березники. С этой целью в нашу команду было предложено включить двух лучших радистов города по дальней связи. Мы, конечно, согласились, поскольку это не только позволяло увеличить популярность радиотехнического спорта, но и предоставляло возможность получения поддержки со стороны официальных организаций (помимо местного населения) на пути следования нашего отряда, а также помогло укрепить финансовую базу, что не маловажно.
Таким образом, наш поход группы энтузиастов, приобрел официальный статус. Был получен позывной «ЕК9F». По тем временам это было событие мирового масштаба среди радио любителей. Такие вопросы решались и контролировались на уровне партии (КПСС) и КГБ (За разрешением Плющеву В. пришлось ездить за свой счет в Москву). Но за статус нам пришлось уплатить довольно высокую цену. Дело в том, что изначально планировалось провести экспедицию с археологическим уклоном, не привязываться к жестким срокам в пределах трех месяцев. Своего рода эксперементальная проверка исторической версии, с проведением археологической разведки, так называемый поиск памятников старины. Что сюда входит?
1. Визуальный поиск.
2. При необходимости шурфовка (снятие грунта по определенной методике).
3. Фиксация памятников, которая, в свою очередь, включает в себя:
а) снятие плана,
б) описание,
в) фотографирование.
Из выше сказанного становится понятным, что в рамках похода вполне возможно провести достаточно обширную и серьезную разведку. Тут уже вопрос квалификации. Но поскольку экспедиция приняла статус туристко-спортивной и появился жесткий график (1.5 месяца), проведение работ по археологической разведке значительно усложнилось. Надо было торопиться. Не всегда бала возможность для более тщательного обследования предпологаемых памятников. Правда, наиболее интересные места, все же благодаря настойчивости Сергея Янковского и Саши Казанцева, удалось обследовать более тщательно. Были ли они самыми серьезными, теперь сказать трудно, т.к. многое проходилось ходом, но заметки в дневнике, который вел Сергей, остались.
Таким образом, в команде образовалось два лагеря со своими целями и задачами, которые в экстремальных условиях похода, создавали дополнительные психологические трудности. И надо отдать должное всем участникам похода, которае смогли преодалеть и то и другое, не смотря на остроту возникших проблем.
Жаль конечно, что археологические материалы в виду иного статуса экспедиции оказались неофициальными и не были никем востребованы. Попытки «пристроить» наши находки в разнообразные музеи, отклика не возымели. Долгое время они хранились у Сергея дома, (а это две корзины археологического материала), но при переезде на новую квартиру были утрачены.


На этой фотографии отсканированные находки, которые сохранились среди детских игрушек.

1. Подвеска из лазурита
2. Листовидный наконечник стрелы из кости
3. Фрагмент костяной иглы





Описание второго этапа экспедиции «Ермак-400»
1982 год
(через Урал)

Окончательный список команды второго этапа:

1. Плющев Владимир – руководитель похода (г. Березники)
2. Янковский Сергей – археолг (г. Ленинград)
3. Казанцев Александр – фотограф похода, внештатный корреспондент газеты «Березниковский рабочий» (г. Березники)
4. Кейсер Михаил – наш кинооператор (г. Березники)
5. Шишмарев Сергей - радист (г. Березники)
6. Колчев Вечислав - радист (г. Березники)

К сожалению, часть команды первого этапа не смогла участвовать на втором по целому ряду причин, но активно принимала содействие в его разработке и подготовке. Вся нагрузка по организационным вопросам легла на плечи Володи Плющева. Нельзя так же не упомянуть о тех людях, которые постоянно поддерживали связь с экпедицией и освещали ее прохождение. Это Юрий Иванович Чесноков, в то время, начальник коллективной радиостанции г. Березники (ныне покойный). Журналист газеты «Березниковский рабочий» Юрий Полуянов, который в своих статьях освещал прохождение маршрута, поддерживая связь через Сашу Казанцева, (Александр, тоже ушел в мир иной). Очень хочется сказать спасибо всем, кто оказывал помощь и поддержку при прохождении на многих участках маршрута. Мы ощущали массовый интерес к нашей работе и это предовало сил в преодолении многих трудностей. Особое спасибо Березниковскому клубу «Парма».
Второй этап начался, также как и первый, от города Березники. Наши лодки были загружены под завязку. В каждой три человека плюс 300-400 кг снаряжения, припасов и аппаратуры, да еще моторы «Ветерок», которые отлично зарекомендовали себя на протяжении всего пути.

Далее пойдут выдержки из дневника экспедиции, который вел Сергей Янковский.

Все было готово. Выход был назначен на 29.05.82 г.. 28.05.82 г. в 00 часов наши радисты впервые вышли на связь под позывным экспедиции, ЕК9F. Настроение было отличное, но погода рассудила иначе. Поднялся сильный ветер с дождем. Волна образовалась такая, что наши низкобортные лодки с грузом не могли отойти от берега. Два дня мы терпели, но 31.05.1982 года единогласно решили не ждать более милости от природы и в 15.30, наши плавсредства были погружены на катер, который доставил нас до устья реки Чусовой. Прямо с катера была сделана попытка выйти на связь, однако из-за неисправности бортовой сети, она закончилась неудачей.

01.06.1982 г.
Высадились, не доходя моста, при впадении реки Чусовой в реку Кама, но из-за сильного волнения, рискнули выйти в путь только в 19.30. Здесь мы расстались с катером сопровождения. До моста было 1.5-2.0 км. Это были кошмарные километры, ибо наши восьми метровые лодки с высотой борта 40 см да еще при полной загрузке беспрепятственно заливало водой. Тем не менее, решили идти дальше.
Для вычерпывания воды из лодок, в ход пошла разнообразная посуда, вплоть до кожухов лодочных моторов. Работать приходилось беспрерывно. В конце концов, мы выдержали, дошли до моста, а за ним, видимо в качестве нашего поощрения, река успокоилась. Мы прошли её испытание водой (своего рода крещение), и последующие 60 км до поселка Кривой мы дошли в спокойной обстановке. Пройдя поселок, в 23.30 остановились на ночевку. Прежде всего, привели свое имущество в порядок и глубокой ночью сыграли отбой. Начало было положено.

P.S. Невзирая на непогоду, проважало нас большое количество народа. На берегу собрались все, кому не безразлична история пермского края и это вдохновляло нас. Первый день маршрута выдался трудным, но, в конце концов, успешным. Если мы моло чего видели вокруг из-за постоянной борьбы за выживание, то за эти часы мы достаточно узнали наши возможности и поняли – что бы ни случилось, мы осуществим нашу мечту.

02.06.1982 г.
В это утро встали рано. Погода попрежнему плохая. Когда осмотрелись, то поняли, что для ночлега выбрали не самое лучшее место. В темноте мы забрались в низину, хотя полатки поставили удачно – в самом сухом уголке мыса. Сон восстановил силы и в 10.30, при сильном ветре двинулись дальше. Лодки соединили между собой довольно жестко, что позволило идти под одним мотором. Не смотря на шквальный ветер и накатную волну, остойчивость нашего катамарана не вызывала опасений.
После небольшого перехода, остановились у деревни Куликово, чтобы осмотреть местную церковь. Здание находится в плачевном состоянии, сильно разрушено. Долгие годы церквушка была сельским клубом, но в последнее время о ней, видимо просто забыли. Здание построено на возвышении, откуда открывается удивительный вид на округу.
После осмотра, слегка расстроенные, продолжили путь. Ветер стал стихать, и было решено идти под двумя моторами. Улучшение погоды позволило несколько расслабиться и больше обращать внимания на местность, окружавшую нас. Берега притягивают взгляд своей суровой красотой. Скалы, одетые тайгой, которые переливаются всевозможными оттенками, невольно вызывают в памяти строки Маминого-Сибиряка.
В районе деревни Шалашино нашли прекрасное место для стоянки и решили отдохнуть. Однако нас не ласково встретило пасущееся невдалеке стадо коров. Возглавляемое здоровенным быком, оно атаковало нас. Жаль, что некому было увековечить наше бегство от этого войска. Спасло только то, что рядом оказалась небольшая постройка под сено, в которую и на которую мы залезли. В конце концов, бык решил, что победа за ним (а мы и не возражали) и отвел свои войска в глубину тайги.
Дальнейший путь прошел без каких - либо приключений и мы, полные впечатлений и в хорошем настроении в 21.00 ошвартовались в Верхнних Чусовских городках. Стоянку устроили недалеко от местного парома. В этот вечер решили посвятить Городкам больше времени, осмотреть местность. Радисты должны были выйти на связь. Этому способствовала и довольно дрянная погода. После ужина еще долго обсуждали события этих суток, обсуждали планы прохождения дальнейшего пути. Много разговоров было о казаках, которые четыре века назад шли этим путем. Мы пытались представить, о чем они думали, мечтали, каково им было в этих диких незнакомых местах. И нам очень хотелось найти какие - ни будь следы их пребывания.

03.06.1982 г.
Сегодня были около Нижних Чусовских городков. Осматривали местность. В местечке Красная Гора нашли городище. На серьезное обследование времени не было. Успели только определить его примерную площадь - 1.5 га. Поиски археологического материала особых результатов не дали, хотя и были найдены фрагменты тонкостенной серовато-коричневой керамики XV – XVI вв. с орнаментом по венчику.
Сегодня радисты Шишмарев и Колчев работали в эфире. Остались довольны. На этом первый этап закончился. Все нормально, правда я и Слава простыли. Но это уже издержки. На завтра у нас запланирован переход на машине.

04.06.1982 г.
С рассветом занялись упаковкой вещей на лодках, с учетом перевозки на машине. Машину пришлось использовать из-за наличия на реке сплавных сеток. Объезд должен был завершиться у деревни Кучино. Дорога, а точнее колея, проходила по тайге. Мы сидели в кузове и только успевали уворачиваться от веток, которые норовили посильнее отхлестать незваных гостей, вторгшихся на их территорию. И тут вдруг мы увидели какие-то постройки, сплошной забор и вышки. Толи водитель спутал дорогу, толи это был единственный путь к реке, но мы оказались прямо у ворот лагеря Естественно, что офицеры, которые вышли к нам, встретили наше появление без особого энтузиазма. После проверки документов на нос стали смотреть не так подозрительно, мы даже смогли поговорить с ними. Выяснилось, что мы попали к лагерю, где находились в основном политические заключенные. Вполне понятно, что от нас постарались поскорее избавиться, да и мы не собирались задерживаться в таком, хоть и живописном, но тягостном месте.
Около полудня добрались до Кучино. Настроение у всех было подавленное. Разгрузившись и распрощавшись с водителем, постарались, не задерживаясь отчалить.
После деревни река Чусовая стала намного уже и мельче. Это мы незамедлительно почувствовали на своей шкуре. Незнание фарватера и мелей, привело к первой поломке. На подходе к деревне Лямино полетела первая шпонка винта на моторе нашей лодки, а уже у самого Чусового менялись шпонки и на лодке Плющева. Но и это было не все. Когда мы с большим трудом вошли в город Чусовой, отказали оба мотора. Кое-как добрались до местечка кордон, где после недолгих поисков, нашли старушку, которая согласилась нас приютить. Поскольку для моторов нужны были винты, то Казанцев и Кейсер ушли в город на их поиски. Радисты подготовили аппаратуру и начали свою работу. Мы с Плющевым занялись хозяйственными работами и ремонтом двигателей, после чего осматривали округу в поисках следов прошлого. Однако безрезультатно.
День прошел в хлопотах. С Володей обсуждали ближайшие задачи. К сожалению, на археологию времени нет. Это обидно. Такое состояние, будто меня обокрали. На эту экспедицию я возлагал большие надежды именно как археолог, тем более, что у меня была своя гипотеза о походе Ермака, которая не совпадала с официальной, и было бы здорово найти какие-либо подтверждения моим мыслям. Увы, это не улучшает моего настроения. Однако ребята здесь не причем. Должен отметить, что все они замечательные люди.
Вот смотрю на наших радистов и просто балдею. Профессионалы – иначе не скажешь! И все у них делается с душой. Они разные. Сережа Шишмарев, невысокого роста, плотный блондин. Удивительно спокойный парень, и порой, кажется медлительным. Но это обманчивое впечатление, у него все спорится, все получается будто само собой. Слава Колчев высокий, худощавый, брюнет. Порывистый, насмешливый. Все делает с прибаутками, с улыбкой. Наблюдать за ними одно удовольствие, от них просто веет оптимизмом.

05.06.1982 г.
В этот день не обошлось без приключений. Работа наших спецов, которые в этот день сумели выйти на связь с радистом экспедиции Шпаро, Леонидом Лабутиным, вызвала подозрения у нашей хозяйки. Она решила, что мы слишком подозрительны. Чтобы переубедить бдительную старушку, пришлось Славе сходить за милицией. В конце концов, представители власти ее успокоили и даже рекомендовали нас как людей занятых государственным делом. Результат не замедлил сказаться, и к вечеру для нас была готова банька, в которой мы с удовольствием сняли накопившуюся за эти дни усталость и грязь. Из города вернулись Миша и Саша. К сожалению, достать бензин и винты им не удалось, но они принесли отпечатанные фотографии сделанные за первые дни похода. После бани было приятно посидеть и, глядя на фото, вспомнить пройденные километры.


06.06.1982 г.
Утром, после обсуждения наших проблем, было решено, что экипаж Плющева (Колчев и Шишмарев) пойдут дальше, а мы (Кейсер, Казанцев, Янковский) должны запастись горюче-смазочными материалами и продуктами. Разделение отряда диктовалось необходимостью выдерживать график движения. После полудня проводили ребят и занялись порученным делом.
Прежде всего, нам пришлось перебазироваться непосредственно в город Чусовой, где нас радушно приняли родственники Миши Кейсера. Они окружили нас заботой и вниманием, обещали помочь нашим бедам. Поразило их бережное отношение к своей истории, к прошлому Урала. Нам показали кувшинчик, хранящийся в семье как реликвия. Это был сосуд из стекла красного цвета (рубинового). Ручка выполнена в виде рыбки. Под горлышком (на плечиках) вычеканена на металле голова казака. Все считают, что это портрет Ермака. Плечики расписаны волнистым орнаментом. Это чудо мы сняли на кино-фото пленку. В этот вечер мы еще долго беседовали о прошлом и настоящем Урала. На следующий день в исполкоме нам дали машину для разъездов. Попробовали отремонтировать винты на заводе, но из-за сложности оформления документов ничего не получилось. С трудом к вечеру все вопросы были решены и мы остались еще на одну ночь в городе, а на маршрут решили выйти утром.

08.06.1982 г.
С утра была теплая, но ветреная погода. В 10:15 мы вышли из Чусового по направлению к Усть Койве. Где-то на полпути снова отказал мотор. Поставили запасной и двинулись дальше. Хочется описать то, что мы видели по берегам. Но для этой красоты нужно иметь талант, а так просто всё испортишь. Поэтому отмечу, что сделали остановку в живописном местечке под названием Шайган. Походили в округе в надежде найти что-либо интересное из археологии, но удачи не было, и мы двинулись дальше. В 17:00 были в Усть Койве, где встретились с ребятами второго экипажа.
Поздно вечером наши радисты связались с Нижним Тагилом. Нам обещали достать машину для переброски нашей экспедиции за Урал. Дело в том, что предуральский этап похода подошел к концу.

09.06.1982 г.
Вышли в полдень. Хотелось за один переход дойти до Верхней Ослянки. Однако при ветре идти было трудно. Часто встречающиеся отмели и небольшие перекаты, замедляли движение. Ко всему прочему мы с большим удовольствием осматривали проплывающие мимо берега. Так с комментариями и шутками не заметили, как наступил вечер. После довольно бурных обсуждений, идти дальше или нет, решили заночевать на маршруте несколько выше бывшей деревни Чермизы в забытом кем-то вагончике. И вовремя. Только-только устроились, как пошел сплошной ливень, не прекращавшийся до полудня десятого июня. Так что спали под шум дождя и ворчание тайги.

10.06.1982 г.
После полудня двинулись дальше. По дороге остановились возле «камня Ермака». Это валун треугольной формы высотой около полутора метров со стороной в 50-70 сантиметров. По приданию на этом камне аборигены приносили присягу атаману. Местные жители, как мы вскоре поняли, не любят вспоминать эту легенду. Нам пришлось поспешно покидать это «историческое место». Речка решила нам помучить. Перекаты идущие один за другим будто соревновались между собой, какой больше шпонок срежет на наших многострадальных моторах. В конце концов не выдержал движок на нашей лодке. Устали – дальше некуда, но все же к 20:00 добрались до Ослянки. Хотели остановиться на местной турбазе, но она оказалась в таком заброшенном состоянии, что об отдыхе не могло быть и речи. Выручил местный интернат. Чуть обосновались, и Слава с Сергеем связались с Нижним Тагилом. Узнали, что завтра к нам придет Павел из Тагила, чтобы оказать нам помощь в решении наших, в общем, не слишком серьезных проблем.

11.06. 1982 г.
Этот день радисты начали с работы. Они с каждым разом увеличивают как количество адресов связи, так и их географию. В этот день мы никуда не уходили от своего пристанища. Шишмарев полностью разобрал мотор и выяснил, что все дело в винтовом креплении. Каждый занимался своим делом: приводили в порядок вещи, лодки, намечали дальнейшие действия. Вечером к нам приехал Павел. Обсудив общую обстановку решили, что завтра Володя с Павлом поедут в Нижний Тагил, чтобы заняться основным вопросом по машине и топливу.

12.06.1982 г.
Утром Плющев уехал в Нижний Тагил, а мы задумались, чем следует заняться в первую очередь, однако за нас все решили местные. Они, видимо, решили, что транспорт для нас – лишние заботы, а потому просто увели наши лодки в неизвестном направлении. Естественно, это нас несколько обидело, и мы приняли кое-какие меры, после чего лодки нам вернули с извинениями. Инцидент был исчерпан.
Миша Кейсер решил попробовать себя в качестве радиста, и ему это здорово удалось. Буквально через час он стал выходить в эфир, как заправский радист. Саша Казанцев только успевал снимать на фото нашего умельца. За время сеанса переговорили с ребятами из Нижнего Тагила и Березников. Все желают нам успехов. Нам тоже хочется, чтобы все прошло благополучно. Еще бы немного хорошей погоды, а то даже водные туристы не рискуют выходить на маршруты из-за метеоусловий. Всё это время мы практически в одиночестве проходим реки.

13.06.1982 г.
Ждали известий от Володи. Ребята для разнообразия меню ловили рыбу. Вечером сидели у костра, трепались, и вдруг около 2:20 14.06.1982 увидели нечто. Над тайгой висел шар (или диск) ярко-желтого цвета с красноватым оттенком ближе к диаметру. Мы сначала подумали, что это луна, но цвет и высота (небольшая, хотя точно установить из-за темноты было трудно), а так же диаметр 3-5 метров вызвали сомнения. Через две-три минуты шар стал довольно медленно (3-6 км/ч) «съезжать» как по наклонной плоскости в тайгу. Одновременно с этим явлением, были слышны тихие звуки с интервалом в 6 секунд, напоминавшие радиомаяк. В это же время, радисты, ведущие сеанс связи вышли к нам и сообщили, что связь без всяких причин неожиданно прервалась. За этим неординарным событием наблюдали Колчев, Казанцев, Кейсер и я. Еще долго мы гадали по поводу увиденного, но так ничего путного предложить не смогли.

14.06.1982 г.
Встали поздно. После полудня приехал Плющев. Всё завертелось. Мы погрузились на «Камаз» и забуксовали. Пришлось искать помощь в виде двух колесных тракторов, которые все сделали быстро и грамотно. На машине поехали Володя, Саша и я. Остальные должны были добраться на автобусе.
Эх, наши таежные дороги! Трясло как на вибростенде. Если бы не красота вокруг да птицы, которых мы подняли большое количество, было бы грустно. Наконец, около половины второго ночи, приехали в Нижний Тагил. Было очень приятно видеть, что нас ждали. И мы забыли про усталость.

15.06.1982 г.
С утра наши радисты вышли в эфир. Затем решили посвятить день знакомству с городом. К тому же, приехавшие к нам друзья из Березников, которые привезли нам продукты, тоже хотели осмотреть достопримечательности Тагила, тем более, что вечером они должны были выехать домой.

16.06.1982 г.
Начали с подготовки к отъезду, который назначили на 17.06.82 г. Утрясали вопросы с машиной, узнавали возможности прохождения реки Тагил до деревни Медведково.
В 15.00 посетили местный музей, где встретились с Амалией Иосифовной Рассадович. Она поделилась с нами информацией и своими мыслями по вопросу Ермака, а так же дала ряд советов по продолжению маршрута и самое главное определила места наиболее интересные с археологической точки зрения. Мне было особенно приятно, что мои идеи о поэтапном походе Ермака нашли у нее полную поддержку. Это, естественно, прибавило нам всем уверенности и настроения.
Вечером нам устроили торжественные проводы. Было сказано много теплых слов в наш адрес. Были преподнесены дипломы. Грустно расставаться с такими людьми. Радовало одно – как же здорово, что есть такие ребята.
В конце вечера связались с Верхней Салдой. Нас там уже ждут. И так – вперед. Современный волок позади.

17.06.1982 г.
Нижний Тагил покинули после полудня и в скорости нас встречала Верхняя Салда. Вновь почувствовали заинтересованность у всех к нашему делу. Даже пришлось давать интервью в местную газету. После всех мероприятий передислоцировались в Медведево, при этом нас провожали до места Салдинские товарищи.
Поздно вечером со всеми распрощались. И вот мы снова на маршруте. Вспоминая прошедшие встречи невольно задавались вопросом: почему со стороны Березниковского музея в отношении нашей экспедиции и в частности в вопросе о Ермаке было полнейшее безразличие?

18.06.1982 г.
Новая стоянка в живописнейшем месте. Решили немного расслабиться, привести себя в порядок, тем более, что на нашей лодке треснул борт. Пришлось заниматься ремонтом. Наконец все готово. Перед отходом бросили прощальный взгляд, стараясь запечатлеть в памяти этот чудесный уголок. На противоположном, высоком берегу, как бы позируя, на огромном валуне нежилась на солнышке большущая змея.
Так началось наше путешествие по реке Тагил. Резко изменился ландшафт. Здесь преобладает смешанный лес и низменности. Сама река изобилует «бараньими лбами« и травой. Начались пороги. Два из них прошли удачно, а на третьем лодку развернуло, она встала поперек русла и перевернулась. В результате испорчена часть отснятого материала. Все дружно спасали вещи. Промокли, как полагается насквозь. В поисках удобной стоянки прошли еще километров 8-9, и остановились на косе. Не смотря на происшествие и озверелых комаров, настроение нормальное.

19.06.1982 г.
Только после обеда смогли двинуться дальше. Тагил решил нас помучить своими перекатами, ну и добился своего. Вторая лодка попала в такое же положение, как и мы вчера. Опять оверкиль. Это было уже серьезно. Мы потеряли: две трети продуктов, ведра, кастрюли, спальный мешок, но самое страшное – рация оказалась в воде.
Усталые и промокшие, добрались до деревни Гаево. Лодки тащили буквально на руках, причем это выпало на долю Колчева, Шишмарева и Плющева. Мы же, тащили на себе всю поклажу. Однако все эти передряги не смогли испортить нам настроения, просто мы теперь ждали сюрпризов постоянно.

20.06.1982 г.
Прежде чем отправиться дальше, решили осмотреть пороги за деревней. Пришли к выводу, что риск идти на лодках не оправдан и поэтому договорились о перевозке наших вещей и лодок. Используя появившееся время, я обошел окрестности, пытаясь найти что-либо интересное для меня, но безрезультатно.
Вечером перед деревней остановились туристы байдарочники из Нижнего Тагила. Они рассказали, что видели следы наших аварий в виде плавающих вещей и консервов.
В деревне нет света, и посему радисты не могут работать. Коротаем время обычным трепом. Настроение хорошее, да и погода стоит прекрасная. Создается впечатление, что природа только и дожидалась, когда мы перевалим Уральский хребет. Жара стоит под 30 градусов, правда досаждает гнус и прочая живность, жаждущая нашей крови. Однако, впереди еще много километров и лучше не обращать внимание на такие мелочи.

21.06.1982 г.
Рано утром Саша Казанцев пригнал трактор с прицепом, на который было погружено наше снаряжение. Я и Миша до Толмачева поехали сухим путем, а остальные занимались проводкой лодок через пороги на руках. Выехали в 9.30 и в 12.00 прибыли на место. Разгрузились на берегу Тагила и стали ждать ребят. Пока ждали, в магазине купили чайник, взамен того который пропал после похищения лодок. Теперь можно нормально чаевничать. Погода стала портиться и, когда пришли ребята, началась гроза. Несмотря на усталость и оставленные за собой пять сложнейших порогов, все решили, во что бы то ни стало в этот день добраться до поселка Махнево.
Тагил стал коварным – то глубина, то перекат. Это сразу отразилось на шпонках наших моторов. Вымокли все до нитки и за 10-12 км до поселка остановились в местечке, где на высоком берегу (очень похожем на городище) находилась церквушка. Переждав грозу, двинулись дальше. У меня было желание вернуться на это место и более досконально его обследовать, и может бать даже сделать шурфовку. Но график движения поджимал. В 21.30 добрались до Махнево. Вещи оставили у пожарных, а сами остановились в доме для приезжих, где как назло, не было света. Это не помешало всем сразу отключиться.

22.06.1982 г.
Утром обнаружилось, что Казанцев подцепил где-то клеща. По этому поводу было много шуток, однако в больницу все же идти пришлось. К счастью, все обошлось. После обеда устроились в интернате. Команда отдыхает. Сказываются непривычно большие нагрузки, но все держатся хорошо. Местная милиция сообщила неприятную новость – на тагильских туристов, шедших за нами, было совершено нападение в деревне Толмачево.
«Купание» на порогах не прошло бесследно. У радистов на рации сгорел трансформатор, но они каким-то образом, умудряются работать.

23.06.1982 г.
Рано утром, в составе четырех человек, выехали на археологическую разведку. На автобусе доехали до третьего километра от Махнево вверх по Тагилу, до знака «сужение дороги». В северо-восточной части склона возле дороги была сделана зачистка, которая выявила угольную прослойку. На южном склоне зачистка на площади 2 м на 2 м выявила скопление разновременной керамики, в том числе поливная толстостенная, черновощеная. Были найдены и кости животных. Рядом в сторону Махнево (метров в 100) под слоем дерна обнаружены целые развалы керамики.
На следующий день решили заложить шурф в северо-западной части площадки.

24.06.1982 г.
Заложили шурф, как и планировали. В слое гумуса была найдена керамика черного цвета. Мощность гумуса – 25-30 см. Он лежит на суглинке серого цвета. Последующие находки позволяют предположить, что натолкнулись на развалины печи. К сожалению, она была разрушена при строительстве дороги к реке Тагил. Далее была обследована так называемая тагильская слобода (Ермаково городище). Везде много керамики, практически на материке. Для точной характеристики городища необходимы нормальные раскопки.
Даже то, что мы нашли, нас здорово обрадовало и приподняло настроение. На этом работы были закончены. Надо было двигаться дальше.

25.06.1982 г.
Утром на долю Плющева выпала трудная задача – попытаться конвертировать имеющиеся у нас продовольственные талоны на деньги. После долгих мытарств, бросили эту затею, тем более, что из Березников сообщили, что деньги нам пришлют.
Решили денег не ждать, а двигаться дальше.
Вышли в 15.30 . Тагил в низовьях довольно узкий. Множество перекатов, но идти все-таки легче, чем шли до этого. По дороге Саша подстрелил двух уток. Поздно вечером пришли в деревню Болотовское. Когда село солнце и стих ветер наши лодки словно получили дополнительную энергию и можно сказать полетели. За девять часов мы прошли около 100-120 км. И так, за кормой осталось около 900 км.

26.06.1982г.
Ночь провели на живописном берегу Тагила, за 500-800 м до его впадения в реку Туру. Ребята вышли на связь и работали с Питерскими радистами из газеты «Смена». Они попросили дать информацию о нашей экспедиции. Конечно, наши радисты сообщили им все по полной программе. Только мне, что-то не верилось в развитие наших отношений с газетой. Погода неважная, идет неприятный дождь. Мне с Казанцевым местные жители показали утиные места и мы думаем сходить на зорьке. Денег осталось150 рублей, но мы не унываем.

27.06.1982 г.
К обеду прояснилось. Настроение поднялось. Связались с Березниками, получили хорошие вести. Бродили по селу и округе. У меня создалось впечатление, что было бы неплохо здесь задержаться и провести нормальную разведку. Уверен – результаты бы были. Вечером с Сашей сходили на зорьке поохотиться, но пришли ни с чем. С этим и легли спать.

28.06.1982 г.
Утро заладилось. Земля подсохла . В огороде дома, где мы остановились (это метрах в 50 от разрушенной церкви) нашли до полусотни фрагментов керамики, определить которую я затрудняюсь. С этим придется повременить. Однако, стоит отметить, что керамика толстостенная, черного цвета, много лощеной. Керамика найдена в вперемешку с современной. Возможно остатки какого-то ремонта. Так прошел еще один день, хоть и без особых достижений.

29.06.1982 г.
Хотели выйти пораньше, но из этого ничего не вышло. Отчалили только в 11.00. До Самкино добрались к 12.00 часам. Пообедали, достали бензин, Казанцеву сделали противоэнцефалитный укол и двинулись дальше. Перед деревней Жуковское попали в грозу. До деревни добрались к 21.00. У лодки Володи забарахлил мотор, а затем и у нас. Остановились в заброшенном доме. Это уже становится традицией. По нашим подсчетам сегодня прошли 100-120 км. Это не плохо, но вот Миша простудился и это уже не есть хорошо. Тем не менее, завтра собираемся добраться до Туринска.

30.06.1982 г.
Сегодня ровно месяц, как мы вышли на маршрут. За это время пройдено около 1100 км. Мы узнали что такое оверкиль, поломка моторов, шторм и дождь, комары и мошка; приобрели массу знакомых, повстречали множество замечательных людей и еще больше влюбились в нашу природу.
Однако, надо продолжать и потому сегодня вышли в 8.00 часов утра. Весь день были на воде и к половине восьмого вечера пришли в Туринск. При подходе к городу обнаружили, что мост через Туру очень низкий и пришлось переносить лодки. К общей усталости добавилась забота о моторах. У Сергея полетел винт, пришлось снимать с запасного. Из-за грязного топлива, а другого не достать, постоянно засоряется карбюратор. Моторы отвлекли наше внимание, и мы проскочили место, где предположительно находились, так называемые, «Епанчины юрты». В Туринске остановились у местного учителя Анатолия и немного расслабились. Из Салды получили фотографии и с большим удовольствием попили пива.

01.07.1982 г.
Утром устроили экскурсию по Туринску. Осмотрели местный народный музей. В экспозициях много неточностей, а порой, и просто безграмотности. С большим вниманием осмотрели сохранившиеся до нашего времени дома, в которых жили декабристы. Собственно достопримечательностей мало. Город, в отличии от предыдущих, не понравился, точнее в нем чувствуешь себя угнетенным. Зашли на почту, получили корреспонденцию, говорили с Питером, затем ребята связались с Березниками.

01.07.1982 г.
Ремонтировали винт и благополучно его исправили.
Радисты работали в эфире, а все вместе расслаблялись пивом. После длительного воздержания кажется, что его можно пить бесконечно, тем более, что появилась облачность и поднялся ветер. За делами день пролетел незаметно.

03.07.1982 г.
До обеда дорабатывали моторы, занимались повседневными делами, а после обеда отчалили. В пути хотели остановиться и порыбачить. Около 21.00 часа подошли к деревне Мокуй. Опять перед нами низко габаритный мост. Первый был у деревни Куликово.
Из приключений стоит отметить поломку борта на нашей лодке при выходе из Туринска. Все-таки дерево против камня слабовато. Ну да все починили.
После переправы встретились с местным населением. Они показали нам курган и керамику из него. Он находился в 20 м от берега реки и зарос деревьями и густым кустарником. От деревни Мокуй в 2,5 км ниже по течению Туры, на левом берегу, и с воды не заметен, а от деревни Андроново в 1,5 км. Курган весь в ямах от местных копателей, которые называют его «Татарский холм». Решили копнуть. Заложили шурф на южной стороне в 4 – 5 м от склона, т.к. эта часть насыпи была не тронута. Работы продолжались до 05.07.1982 г. Было найдено много керамики, вещей и костей (в последствии, к сожалению все это оказалось никому не нужным и пропало).
Из этого, благословенного (для меня) места вышли в четвертом часу дня и около 23.00 были в «Усть-Нице». Пере этим у Туринской Слободы преодолели еще один мост. Там же, у местных жителей, купили винт от «Ветерка-12». Остановились ниже устья реки Ницы в деревеньке Калугино в заброшенном доме. Вечер прошел как обычно. Завтра – дальше.

06.07.1982 г.
Решили остаться в Калугино еще на день, т.к. нужно достать бензин. Вечером ребята связались с Рассадович которая пригласила меня на раскопки в г. Тобольск. С большим огорчением пришлось отказаться. Весь день готовили материал для информационного отчета. К вечеру нагнало тучи, и мы были в ожидании грозы.

07.07.1982 г.
Вышли на маршрут в 11.00, несмотря на грозовые тучи и, естественно попали под сильнейшую грозу. По сторонам почти безлесная природа с низкими берегами. Река стала шире и глубже. Заночевали, не дойдя до Тюмени 18 км.

08.07.1982 г.
При подходе к Тюмени у меня заглох мотор. Пока разобрался, прошло минут двадцать. Наконец все в порядке и вот из-за поворота появился город. По берегам очень много народа. Впереди видим мост. Он показался каким-то странным. Оказалось, что буквально за 15 минут до нашего прихода он рухнул. Так что, если бы не мотор, то … Вот и не верь после этого в судьбу.
Нас очень радушно встретили местные радисты (Андрей и Саша). Наши связисты сразу переключились на работу, а мы отдыхали, наблюдая за ними.

09.07.1982 г.
Сегодня ходили в баню, местный музей,где познакомились с директрисой, однако ни каких сенсаций не произошло.

10.07.1982 г.
Из Березников приехал Кондрат и привез талоны на бензин. Готовимся к дороге. Погода отличная. Солнце и очень жарко. Исходили всю Тюмень и ее окрестности. По дороге нам обещают скучный путь, из-за отсутствия тайги и скал.

11.07.1982 г.
Вышли в 11.00. К завершению нашего похода стоит на удивление прекрасная погода. Появилась возможность позагорать.
После Борков вышли к реке Пышма. Осмотрели городище и из-за нехватки времени пошли дальше. Километрах в десяти ниже остановились на ночлег. Это была одна из лучших ночей за весь поход. Мы с Володей даже искупались в два часа ночи. Почти всю ночь пили чай из смородины, которую тут же и собирали. Под утро случилась гроза, но настроение не испортилось.

12.07.1982 г.
После утренней грозы, до полудня светило солнце, а затем появились кучевые облака. Саша Казанцев занимался фотографией. За эти дни он сделал кучу снимков и после похода собирался сделать фотовыставку, посвященную нашей экспедиции. А пока идем дальше. Погода, к сожалению, испортилась окончательно, и километров через 70 решили пристать к берегу.
Из-за постоянно идущего дождя, проторчали на берегу весь следующий день.

14.07.1982 г.
В этот день поднялись очень рано. Всем надоело безделье и потому вышли на маршрут уже в 7.30. Утро холодное, но дождя к счастью нет. В этот день прошли 120 км, больше не смогли. Заправлялись дважды, раз в Покровском – 40 л, а за тем в Ярково. К вечеру поднялся ветер, который раскачал волну. Вдобавок пошел дождь.
Остановились в деревне Артомоново. Здесь радисты вышли на связь. Весь следующий день стояли в деревне. Был такой сильный ветер, что мы не рискнули отправиться в путь. Володя в МТС отремонтировал один винт. Теперь будет безопасней и надежней с запасным винтом.

16.06.1982 г.
Снова холодно, но вышли рано. Прошли 140 км. Тавда впадает в Тобол почти под прямым углом, поэтому чуть не проскочили поворот. Ночевали под столбом с отметкой 40 км. До впадения Тобола в Иртыш. Увы, но наш маршрут заканчивается, а жалко.

17.07.1982 г.
В этот день мы пришли в Тобольск. На пляже распрощались с нашими верными лодками, которые оказались, как и находки, никому не нужны. Грустно и обидно. За время похода, было всякое. Но мы прошли! Прошли почти 2000 км! Этого не было до нас, и думаем, не скоро еще будет, если вообще будет.
Прощай EK9F. До свидания друзья!

Так закончилась наша эпопея.
За время похода наши радисты произвели множество связей и не только в нашей стране, но и почти по всему миру. В первенстве Азии, в котором они приняли участие в эти дни, было занято третье место (не смотря на то, что связь велась в походных условиях).
По прибытии домой в Березники, Саша Казанцев сделал фото выставку. Был опубликован ряд заметок об экспедиции в местных газетах. Широкой огласки и интереса, на региональном и других более высоких уровнях, наш эксперимент, к сожалению, не возымел.
В то время интернет еще не существовал, и опубликовать материалы по экспедиции было весьма сложно. И вот теперь, спустя 25 лет, такая возможность появилась.
Возможно, кому-то наша история покажется скучной, кому-то глупой и бессмысленной затеей, но нас этот поход сделал чуточку другими. Мы по иному оценили наше прошлое, ощутили его дух. Нашли ответы на некоторые вопросы. В какой-то мере, обрели смысл бытия. И надеемся, что кому-то еще это будет интересно.


На главную страницу

Фотоальбом

Гостевая книга

Схемы

Карты

Hosted by uCoz